суббота, 2 февраля 2013 г.

характер товарищеских связей в коллективе

В процессе разработки методики возник особый ряд терминов и понятий, своеобразный внутренний язык, который позволял сохранить целостность методического ряда, отразить своеобразие жизнедеятельности коммунарского коллектива. К таким новым, для того времени, понятиям относится, прежде всего, сам термин коллективное творческое дело. Дело, а не привычное слово «мероприятие», вызывало в ряде ситуаций жгучие дискуссии, нам даже приписывали тягу к блатной лексике («ЂЂЂраз пошли на делоЂЂЂ»). Вызывали возражения и такие необходимые для коллективной творческой деятельности понятия как , дежурный командир, , сбор-«огонёк», , , иPт.п. Слова, которые использовали разработчики, были в определённой мере известны и раньше, но вот их содержательное наполнение приобретало совершенно новое качество. Новое значение слов, непривычность терминологии влекли за собой некую специфику работы с текстами по методике, которая заключается в том, что человеку, имеющему опыт жизни в коммунарском коллективе, открывался за использованными словами определённый образ жизнедеятельности во всём многообразии проявлений. Однако, у людей, впервые прикасавшихся к данной литературе, возникали самые разные ощущения. Обоснование и раскрытие педагогических условий построения живой жизни никак не хотело мириться с постоянным разъяснением значения используемых понятий, а без этих разъяснений возникало ощущение неточности, неполноты изложения. Живая жизнь коллектива никак не хотела вмещаться в скупые методические формулы, всегда ощущалось некая недосказанность, именно поэтому среди единомышленников и последователей И.П.Иванова живёт устойчивое убеждение в том, что методику нужно передавать как факел от человека к человеку, от сердца к сердцу, из рук в руки. Убеждение это возникло не на пустом месте, оно зародилось и укрепилось в процессе всей истории разработки и распространения методики, в результате многолетнего взаимодействия, как с заинтересованными, так и с негативно настроенными людьми.

В шестидесятые-восьмидесятые годы, период наиболее активной научной разработки и распространения идеи , специфика жизнедеятельности коммунарского коллектива создавала определённую сложность взаимодействия с широким кругом педагогов, ощущалась некоторая степень недоверия к словам, которыми мы пытались рассказать о себе. И.П.Иванов стремился сохранить уникальность, самобытность созданного им социально-педагогического открытия, бережно относился к каждой детали, к каждому слову, чётко отделяя «нашенское» (так он часто говорил), от чуждых коммунарству проявлений. Одновременно, он хотел быть понятым современниками, хотел показать всё богатство открывшегося нам мира коллективного творчества, хотел увлечь перспективой изучения, разработки и распространения методики воспитания, которая строится на макаренковском наследии.

Объяснение этому кроется в самом феномене коммунарского , являющегося скорее исключением, чем правилом в истории советской педагогики. Данный опыт был настолько опережающим время, что С.Л.Соловейчик, журналист, объединивший на страницах газеты «Комсомольская правда» Клубы юных коммунаров, вынужден был, после запрета клубов соответствующими инстанциями, говорить о том, что по настоящему осознают ценность и будут готовы её использовать во всей полноте где-нибудь в ХХIIIPвеке. Такова уж судьба данного явления в педагогической науке, что полного проникновения в сущность, , принципы, методы и средства воспитания, выстроенные в педагогике , не дано прочувствовать и понять в полной мере тем, кто не имеет опыта жизни в коммунарском коллективе.

Коллективная творческая деятельность как обоснована и описана в ряде работ И.П.Иванова. Особое место среди них, на мой взгляд, занимает монография, которая называется . Вышла эта книжка небольшим тиражом в издательстве ЛГПИPим.PА.И.Герцена в 1983Pгоду. Она представляет собой обобщение многолетнего системного исследования, написана, как и многие другие работы, предельно лаконично и, одновременно, исчерпывающе. Понимая роль этой книги для осознания педагогического наследия академика И.П.Иванова, необходимо подчеркнуть, что это последняя работа, созданная им до долгой болезни, в результате которой была потеряна речь и существенно ограничены возможности продолжения научной работы. Сжатость изложения материала в этой книге напоминает скорее логические формулы, чем обычный для педагогической литературы повествовательно описательный язык. Эта манера письма свойственна и для ряда других работ И.П.Иванова. Его книги открываются не всем, и об этой их особенности хотелось бы сказать особо.

Педагогическое явление, о котором пойдёт речь в данной статье имеет уже достаточно долгую историю. На разных этапах его развития к нему относились по-разному и, следовательно, оно освещалось по-разному, то регулярно публиковались материалы на страницах газеты «Комсомольская правда», то с трудом пробивались в вариантах самиздата или методических рекомендациях для работы с пионерами. Были времена паломничества педагогов в Макаренковский Методический Центр (ММЦ), были времена полного затишья и даже некоторого отторжения, поэтому рассмотрение сущности традиций , заложенных в коллективную творческую деятельность, представляется важным делать с некоторым экскурсом в историю вопроса.

Сущность традиций и причины инноваций коллективной творческой деятельности

ведущий научный сотрудник НИЦPЛОИРО, кандидат педагогических наук

«Сущность традиций и причины инноваций коллективной творческой деятельности» ЦареваPН.PП.

Комментариев нет:

Отправить комментарий